Мы обсудили распространенные мифы об аутизме с 4 людьми, которые живут с ним. Почитайте, что они ответили и убедитесь, что в реальном мире нет места стереотипам!
Знакомьтесь:
- Антонина Стейнберг, руководитель проекта поддержки людей с синдромом Аспергера и аутизмом aspergers.ru
- Райми Лагоцкис, 22 года, студент политехнического колледжа и менеджер в Макдональдс.
- Дарья Шабратова, 39 лет, в проекте «Наивно? Очень» она помощник на все руки: и брак проверит, и наклейки на кружки приклеит и товары до покупателя доставит.
- Альберт Арутюнян, 28 лет, называет себя свободным художником.
1. Люди с аутизмом не умеют дружить
Антонина Стейнберг: «Люди с аутизмом разные. Многие хотят дружить и очень страдают от того, что не получается завести друзей. Обычным людям трудно приспособиться к коммуникативным особенностям людей с аутизмом: к прямоте и сосредоточенности на своих интересах. Но зато всегда можно знать: если человек с аутизмом поинтересовался вашим здоровьем и выразил готовность помочь, то сделал он это не для поддержания беседы, а искренне. У меня есть друг. Мы общаемся на почве общих интересов: роботы, космос, IT».
Райми Лагоцкис: «Сложно ответить, аутизм бывает разный. Дружба — это взаимоподдержка, сопереживание, сочувствие. Умение не перебивать и выслушать собеседника. У тех, кто дружит, всегда есть зрительный контакт. Они смотрят друг на друга и находят общую тему для разговора. У меня 2 друзей. У нас общие хобби, а еще мы вместе ходим на ЛФК».
Дарья Шабратова: «Вранье это, миф. У людей с аутизмом богатый внутренний мир. Может мы иначе воспринимаем мир, но это не мешает жить полноценной жизнью. Дружба – это взаимопонимание, когда можно поговорить по душам. Этот человек придет в трудную минуту, не будет использовать информацию против тебя, не будет смотреть свысока и не будет нравоучениями изводить». У меня есть подруга, волонтер фонда «Лучшие друзья».
Альберт Арутюнян: «Конечно нет, это не верно. Любой человек может найти себе друга. Дружба – это когда между вами есть много общего, когда тебя понимают и когда вы помогаете друг другу. У меня есть друг, с детства. Он часто звонит, и мы празднуем вместе дни рождения».
2. Все люди с аутизмом гениальны и наделены особыми талантами
Антонина Стейнберг: «Это очень вредный миф. У большинства людей с аутизмом нет савантизма. Исключения редки. У меня абсолютная память».
Райми Лагоцкис: «Когда у человека аутизм, гениальным быть непросто. Зависит от того, как его воспитали, и какой он выбрал жизненный путь. Если он каждый день изучал какой-то вопрос, а потом написал книгу и его признали, то он гений. Моя суперспособность — умение собирать мелкие пазлы в одну общую картинку, не придавливая. Я делаю это аккуратно, тщательно вглядываясь».
Дарья Шабратова: «У людей с аутизмом богатый внутренний мир, они более чувствительные, чем остальные люди. Я остро чувствую искренность и неискренность собеседника».
Альберт Арутюнян: «Каждый уникален по-своему. Я владею талантом: что-то придумать и что-то воплотить. Например, придумать персонажа для мультфильма и нарисовать его».
3. Люди с аутизмом не понимают шуток
Антонина Стейнберг: «Люди с аутизмом могут понимать шутки, могут сами их сочинять. Но далеко не всегда им удаётся сделать это в режиме разговора или к месту из-за сложностей с обработкой информации и постановкой себя на место другого человека. А вызвать смех у человека с аутизмом может многое, как и у обычных людей».
Райми Лагоцкис: «Это правда, я не все шутки понимаю. Некоторые воспринимаю слишком близко к сердцу. Например, тебе говорят, что завтра не надо выходить на работу, а в расписании ты стоишь – это не смешно».
Дарья Шабратова: «Всякое бывает. Так же, как у обычных людей, чувство юмора непредсказуемо. Я не люблю глупые шутки. Мне нравится юмор в фильмах Гайдая».
Альберт Арутюнян: «Смотря какая шутка. Над чем смеются люди с аутизмом? Вот я только что придумал шутку: «человек купается с поросятами в грязи, а к нему присоединились фокусник с кастрюлей на голове и клоун с половником». Это же правда смешно!»
4. Дети с аутизмом не могут учиться в обычных школах
Антонина Стейнберг: «Могут. Некоторые могут учиться без всякой поддержки при благоприятной атмосфере в школе, другим нужны помощь и поддержка: тьюторы, ресурсная зона».
Райми Лагоцкис: «Могут, но нужна адаптированная программа. Мне было некомфортно в обычной школе, и родители перевели меня в «Ковчег». Там не только учеба, а дополнительные мероприятия: походы, музеи, кино, экскурсии».
Дарья Шабратова: «Могут, если не проявляются крайности, например, агрессия. Я училась в обычной школе. Мне было сложновато. Не повезло с училкой из начальных классов, она могла обозвать. А в средней школе сверстники подшучивали надо мной, а я не решалась за себя постоять».
Альберт Арутюнян: «Любой человек должен работать над собой. Чтобы учиться в обычной школе, ты должен иметь такие же навыки и знания, как у остальных. Я учился в инклюзивной школе. Мне было сложно со всеми предметами, с математикой, химией, русским языком».
5. Люди с аутизмом не могут жить самостоятельно
Антонина Стейнберг: «Опять же это зависит от самого человека с аутизмом. Даже самым социализированным всё равно требуются помощь и поддержка по разным аспектам жизнедеятельности».
Райми Лагоцкис: «Зависит от формы аутизма. Если человек познает мир, работает, может быть ответственным, одним словом, он – взрослый. Если человек не может справиться с эмоциями, будет нервничать, срываться – ему сложно будет жить самостоятельно. Для таких ребят нужны специальные программы для ребят с ограниченными возможностями здоровья».
Дарья Шабратова: «Еще как могут: и еду приготовить, и коммунальные услуги оплатить. У меня другая проблема – я робкая. Мне помогают курсы самоадвокатирования фонда «Лучшие друзья». Нас учат отстаивать свои границы и не бояться, что ничего не изменится».
Альберт Арутюнян: «Кто как. Я живу с мамой, и не смог бы жить один. Я не настолько самостоятельный. Она готовит еду, ходит в магазин. И мне часто нужна помощь».