Антону 32 года, у него нарушение развития и интеллекта. Парень любит животных, может часами рассматривать собак на улице, и очень сложно сходится с новыми людьми. Он должен хорошо узнать человека, прежде чем впустит его в свой круг, обнимет и по-дружески похлопает по плечу. Антон закончил техникум по специальности «издательское дело», но практика так и не состоялась, 10 лет парень просидел дома, хотя работать очень хотелось.
«Я приводила его на собеседования, одни обещали перезвонить, вторые говорили, что уже нашли человека, третьи с порога заявляли, «инвалида не возьмём». Из-за того, что с работой не ладилось, у Антона случались перепады настроения. Только было хорошее и тут же плохое. Он мог закрыться и сидеть в своей комнате целый день», — вспоминает Ирина, мама Антона.
Все изменилось после того, как Антон стал участником фонда «Лучшие друзья». Сначала он неохотно начал ходить на мастер-классы, когда он впервые попал на новогодний праздник в резиденции американского посла, то тихо стоял в сторонке. Постепенно он втянулся в общение, привык быть рядом с другими людьми и через год он пританцовывал у ёлки, а через два вместе с ребятами, волонтёрами и сотрудниками фонда отжигал на танцполе.
«Настоящим событием в жизни сына стала поездка с фондом в летний лагерь. Впервые он поехал без родителей один и на целую неделю и вернулся, полный восторга. Это волшебное, счастливое путешествие, каждый год он ждёт с нетерпением», — рассказывает мама.
Каждые выходные Антон вместе с «Лучшими друзьями» играет в футбол или волейбол. На секции другие участники фонда рассказали о том, что фонд помог найти им работу, что получают зарплату, и Антон тоже захотел стать самостоятельным. Как и многие ребята с интеллектуальными нарушениями, Антон боится незнакомого. Сначала Антон хотел стать курьером, но ему было сложно ориентироваться на больших площадях, спросить дорогу к нужному офису, тогда мы предложили ему попробовать себя в ресторанном деле и пригласили его на экскурсию в Бургер Кинг.
«На экскурсии ребятам сначала рассказывают, как устроена работа в ресторане, а потом предлагают попробовать собрать бургер. Во-первых, так сразу понятно, справится ли человек с обязанностями или нет, а во-вторых, работодатель может увидеть будущих сотрудников в деле», — рассказывает Ирина Есютина, менеджер по поддерживаемому трудоустройству фонда «Лучшие друзья».
Как и все новички, Антон прошёл обучение и вышел на работу. Он пополняет запасы холодильника, жарит картошку и наггетсы. Работа ему нравится, а ещё у него наконец-то появились друзья. Коллег он приглашает отмечать новый год вместе с «Лучшими друзьями» в Спасо Хаус, а сотрудникам фонда присылает довольные селфи с работы.
«По началу Антон переживал, особенно если что-то не получалось, уходил в раздевалку. Мы объясняли ему, что это рабочий момент, если что-то не выходит с первого раза, ничего страшного. Когда много заказов, на фритюре всем сложно, есть инвалидность или нет. Он чувствовал себя виноватым, но мы говорили, что это нормально, и не надо отказываться от помощи, ведь мы одна команда!» – рассказывает Руслан Умаралиев, замдиректора ресторана.
Антон работает уже год, по пять часов в день пять дней в неделю. На его смену часто приходится час пик. В октябре ресторан проходил проверку: без предупреждения приходит ревизор и оценивает работу коллектива. Справились на ура! Это победа команды и так здорово, что Антон стал ее частью.
Программа поддерживаемого трудоустройства для людей с НРИИ осуществляется в рамках проекта фонда при поддержке Фонда президентских грантов, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и совместного проекта с фондом «Абсолют-Помощь» «Молодые взрослые с НРИИ: социализация, трудоустройство и поддержка в режиме “новой реальности”».