К «Лучшим друзьям» Оля пришла с мамой и при этом сказала, что живет в психоневрологическом интернате. С таким сотрудники фонда встречаются редко, обычно с группой поддержки приходят те, кто живет с семьей. Оле 42 и у нее нарушение развития и интеллекта. Она выросла и жила в ПНИ, иногда по выходным ходила к маме в гости, или они гуляли по Москве.
«В российских ПНИ живут более 150 тысяч людей[1], и считается, что это сироты, но на самом деле это не так. У многих проживающих в интернатах есть родственники «на воле». Так получилось и с Олей. В 90-х медики сказали: изолировать девочку с инвалидностью от семьи и маме пришлось прислушаться, потому что не знала, что могут быть другие варианты», – комментирует Ирина Есютина, менеджер фонда «Лучшие друзья».
Оля закончила техникум с красным дипломом и получила специальность повара-кондитера. Пока сотрудники фонда искали ей работу, она посещала тренинги по самостоятельной жизни и оказалось, что она может многое, что не под силу ребятам с особенностями развития и интеллекта, которые живут дома. Например, прекрасно понимала, для чего нужны личные документы, как отправить письмо обычной почтой, как стирать и вешать бельё. Единственное, что отличало девушку от остальных ребят в группе, это забывчивость каких-то очень простых вещей, например, она не могла вспомнить свой возраст.
«На тестировании мы даём ребятам задания, и сначала они выполняют его с нашей помощью, а потом самостоятельно. Ко второму разу Оля уже прекрасно поняла, что от неё требуется, и выполняла задания без ошибок, например правильно разложила документы в алфавитном порядке», – вспоминает координатор фонда «Лучшие друзья» Анна Куликова
Диплом повара-кондитера и прекрасные навыки Оли в приготовлении пищи стали преимуществом на собеседовании в Бургер Кинг, оно прошло по программе поддерживаемого трудоустройства фонда «Лучшие друзья», и вот уже больше года девушка успешно работает в одном из ресторанов сети. Если поначалу ей доверяли только мытьё посуды, то спустя несколько месяцев Оля прекрасно справляется с приготовлением бургеров.
«Я совершенно не вижу разницы между Олей и другими сотрудниками ресторана. Всё как у всех: не идеально, не всегда ровно, но это и есть нормальная жизнь. Стоит ли брать на работу человека с особенностями развития? Конечно, стоит. Все мы люди. Всем нам нужна работа, и всем нам нужны другие люди, чтобы общаться. И если говорить сухим языком бизнес-менеджмента, всегда можно найти функционал, который, с одной стороны, необходим компании, а с другой – на радость сотрудника», – говорит директор Оли Роман Шхаев.
С приходом пандемии наша жизнь сильно переменилась. Для Оли карантин стал шагом к самостоятельности.
Администрация интерната отселила ее и еще четверых человек в квартиру социального найма. Все эти ребята были выбраны по одному критерию: все они работали. А спустя несколько месяцев Оле дали собственное жилье, теперь у нее есть своя квартира и ей больше не придется жить в интернате. Так Оля, благодаря трудоустройству от фонда «Лучшие друзья», оказалась самостоятельной и свободной в перемещениях по городу, работающей девушкой.
«Я поняла, как сильно повлияла на Олю работа, когда она самостоятельно урегулировала конфликт с соседками, – рассказывает мама Оли. – Раньше она вряд ли могла бы это сделать. А сейчас, научившись конструктивно общаться с совершенно разными людьми, она вдруг рассказала мне: мы с девочками сели, всё обсудили и пришли к общему решению».
Сама Оля очень довольна работой. Теперь она без помощи мамы выбирает и покупает себе одежду и обувь. Она научилась копить деньги, сама нашла кнопку «Копилка» в банковском приложении и с каждой зарплаты откладывает на ремонт. Ведь скоро нужно будет выбирать мебель и обои. С новосельем, Оля!
[1] https://philanthropy.ru/novosti-organizatsij/2019/09/12/79920/
Программа поддерживаемого трудоустройства для людей с НРИИ осуществляется в рамках проекта фонда при поддержке Фонда президентских грантов, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и совместного проекта с фондом «Абсолют-Помощь» «Молодые взрослые с НРИИ: социализация, трудоустройство и поддержка в режиме “новой реальности”».