Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям.
Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун», «калека» и т.п.
Мы предлагаем Вам не правила (не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального обхождения!), а всего лишь рекомендации, которые, надеемся, помогут нам наладить контакты и снять неловкость, которая неизбежно возникает, когда кто-то впервые сталкивается с чем-то незнакомым.
Как и другие социальные меньшинства, права которых ущемляются большинством, люди с инвалидностью чувствительны к словам, усугубляющим их положение, и пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.
Что стоит за словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз!
«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Конвенция ООН о правах инвалидов, подписана Россией 24 сентября 2008 г.
Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства;
Инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие.
Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.
Яркий пример: в последние годы в устойчивый обиход СМИ вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями). И что еще хуже, «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим «дефектом», а не обществом).
Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями?! Компромиссным вариантом может служить: «человек с ограниченными физическими возможностями» (здесь подразумевается, что умственные отличия тоже характеризуются как «физические»). Но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким.
При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово … «инвалид»!
Поскольку мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, то лучше всего сказать «человек с инвалидностью».
Рекомендуется, когда Вы говорите или пишете о людях с инвалидностью, придерживаться следующих правил:
ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия, не создающие стереотипы: | ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий, создающих стереотипы: |
Человек с инвалидностью | Человек с ограниченными возможностями, больной, искалеченный, покалеченный, неполноценный, калека, с дефектом здоровья, с недостатком здоровья |
при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности: | |
Не инвалид, человек без инвалидности | Нормальный / здоровый |
Человек, использующий инвалидную коляску; человек на коляске; человек с парализованными ногами |
Прикованный к инвалидной коляске, паралитик, парализованный |
«Колясочник» – приемлемо в среде общения людей с инвалидностью | |
Врожденная инвалидность, инвалид с детства | Врожденный дефект /увечье/ несчастье |
Имеет ДЦП (детский церебральный паралич), человек (ребенок, дети) с ДЦП | Страдает ДЦП, болеет ДЦП, «дэцэпэшник» |
Человек, перенесший полиомиелит / имеет инвалидность в результате…; человек, который перенес болезнь / стал инвалидом в результате… | Страдает от полиомиелита/от последствий полиомиелита, жертва болезни |
Человек с особенностями развития / с особенностями в развитии, человек с ментальной инвалидностью, с особенностями ментального развития, с нарушениями развития |
Отсталый, умственно неполноценный, с задержкой / отставанием в развитии, с интеллектуальной недостаточностью, с умственной отсталостью, имбецил, дебил |
Ребенок с особенностями развития | Слабоумный, «тормоз», с задержкой / отставанием в развитии |
Дети с инвалидностью | Дети-инвалиды |
Дети с особыми образовательными потребностями | Школьники-инвалиды |
Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна | С болезнью Дауна, «даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна) |
Человек с эпилепсией | Эпилептик, припадочный, страдающий эпилептическими припадками |
Человек с особенностями психического развития, человек с особенностями душевного или эмоционального развития | Псих, сумасшедший, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным или эмоциональным расстройством |
Незрячий, слабовидящий человек, с инвалидностью по зрению | Слепой, совершенно слепой |
Неслышащий/глухой слабослышащий человек, с инвалидностью по слуху, пользующийся жестовой речью | Глухой как пень, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, глухонемой |
ПРИМЕЧ.: «Слепой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны для людей с инвалидностью, но в остальном обществе они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью, как на человека с медицинскими проблемами. |
Почему так говорить нельзя?
Некоторые слова, перечисленные в колонке «избегайте», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», Вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?
Людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России было предложено написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение:
Распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи».
Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта.
«Больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный».
Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий», «больной» вызывают сочувствие и жалость.
Слова «калека», «даун» провоцируют брезгливость.
«Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» ассоциируются с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие,вызывают страх. Воспитанные люди избегают таких обобщений в любых обстоятельствах.
Выражения «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации.
Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но, в целом, большинство опрошенных людей с инвалидностью считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее абстрактным.
Некоторые из предлагаемых оборотов речи кажутся, на первый взгляд, надуманными. Люди вряд ли будут употреблять в устной речи словосочетание «человек, испытывающий трудности при передвижении».
На что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов (как отрицательных, рисующих образ «жертвы», – так и положительных образов «героя»).
«Жертвы» – это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека.
Человек, который, «несмотря на что-то» / «вопреки чему-то» / «наперекор судьбе и т.п.», «преодолел» трудности и ведет «нормальную» жизнь – тоже очень распространенный образ. Обычно в таких случаях напрашивается резюме: «С него нужно брать пример здоровым людям!» Но, создавая такой образ, автор незаметно для себя впадает в покровительственный тон.
Героизация точно также отделяет людей с инвалидностью от остального общества, как и жалость/снисходительность.
Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, лучше избегать обобщений и предположений.
Прежде всего, не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.
Наша речь связана с этикетом. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с его инвалидностью. Когда не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно. Мы хотим помочь вам избежать этого и предлагаем рекомендации, написанные инвалидами на основании своего собственного опыта.