Лучшие друзья – и я

Полный текст публикации

Рассказывает Анастасия Жвик, давний друг и волонтер фонда.

Заставка для - Лучшие друзья – и я

– В клуб «Лучшие друзья» я попала совершенно случайно: ещё на традиционном городском празднике НИУ ВШЭ в парке Горького я оставила свои контакты многим студенческим организациям, которые спустя некоторое время начали приглашать на свои организационные мероприятия. Будучи студентом, желающим участвовать всюду-всюду-всюду, я откликнулась на приглашение о встрече от клуба «Best Buddies» и пошла вместе с ними в научно-развлекательный центр «Экспериментаниум», дающий возможность стать частью различных физических опытов и экспериментов.

Изначально я думала, что иду на встречу с иностранными студентами по обмену, поскольку название их организации созвучно – Buddies. Каково же было моё удивление, когда я увидела приближающуюся ко мне не совсем обычную группу ребят. Удивление увеличилось, когда со мной заговорила одна из девушек из этой группы, начавшая рассказывать обо мне всякие вещи, которые знаю только я и близкие мне люди.

Во время той встречи и после неё я чувствовала себя немного неудобно, неловко, неприятно, поскольку никогда в своей жизни не общалась с людьми, имеющими нарушения развития. Более того, я всегда держалась от них подальше, относясь к ним, грубо говоря, как к лишней ячейке общества.

pic0081_02

Моё отношение полностью изменилось после того, как я стала чаще посещать мероприятия, организованные «Лучшими друзьями». Знакомясь ближе с ребятами, я начала открывать для себя новый мир. Мир, полный замечательных ребят, искренних, умеющих обнять так, как могут только они, умеющих радоваться твоему появлению и говорить самые искренние комплименты. Ограниченные возможности восполнились неограниченным внутренним миром.

Ребята учили и меня вместе с ними разным маленьким вещам – искренности, дружбе, настоящей, не требующей ничего взамен, правде и всем остальным ярким краскам радуги. Поэтому после пяти дней, проведённых непрерывно с ребятами в летнем лагере, мне было очень тяжело вернуться в Москву и столкнуться уже у входа в метро с грубостью.

Те пять дней, проведённых на берегу Волги вместе с ребятами, я не забуду никогда. Я была вожатой одного из отрядов, и вместе с ребятами мы ставили «Колобка», мы придумывали танцы, рисовали плакаты, ходили веселиться на берег реки и ели много-много шоколада. С каждым из шести членов моей команды я очень сильно сдружилась. Особенно с Серёжей Андреевым и его замечательной мамой. Серёжа – тотально незрячий и плохо произносит слова, но очень тёплый и добрый человек. Как только где-то начинает играть музыка, Серёжу не удержать на стуле, он встаёт и начинает танцевать. Серёжа умеет смеяться, как никто другой, очень искренне и открыто. Серёжа, благодаря маме, замечательно играет на флейте и часто демонстрирует ребятам свой талант. Про Серёжу можно говорить очень долго и очень много, но с ним действительно нужно просто познакомиться, к тому же он очень рад новым знакомствам.

После лагеря моё отношение к ребятам с интеллектуальными нарушениями очень изменилось. Если раньше я отсаживалась подальше от человека, видя, что у него какие-то «странности», то сейчас я наоборот сажусь поближе, спрашиваю, как его зовут, рассказываю о себе. Такие моменты по-настоящему ценны и одинаково важны для меня.

Однако в России, к сожалению, в большинстве случаев общество отрицательно относится к людям «со странностями». Это я особенно заметила, находясь вдали от дома в качестве студента по обмену. Сейчас я учусь в Венеции, Италии, и ситуация здесь совершенно иная.

Здесь нет никаких организаций, как «Best Buddies», потому что они просто не нужны. Люди с ограниченными возможностями имеют настоящих друзей, ведь тут ни у кого нет врождённых стереотипов об инвалидах. Поэтому ребята с инвалидностью просто живут обычной жизнью.

Со мной в общежитии живут два человека с инвалидностью – один из них незрячий, другой передвигается с помощью костылей, оба имеют огромное количество друзей и оба прекрасно себя чувствуют. Конечно, когда студент имеет синдром Дауна, тогда для него подбирается специальная программа, вместе с ним на занятия ходит специальный учитель или помощник, но всё равно он посещает занятия наравне со всеми.

Но другое дело, если мы говорим о городе Венеции как о месте, приспособленном для людей с инвалидностью. Сотни мостов делают её абсолютно не удобной для них. На самых популярных городских улицах и площадях есть некие подобия пандусов, но это единицы.

Однако человеческое общение и отношения окружающих к людям с инвалидностью меня приятно поразили. Хочется, чтобы и в России однажды настал такой день, когда мы не будем пересаживаться на другое место подальше от человека, который имеет какие-то нарушения в развитии, а попытаемся поддержать его и может быть, подружиться…