Как многим людям с аутизмом, Насте Кикило всегда было свойственно полное погружение в то, что нравится, что увлекает. К примеру, однажды мама купила дочери книгу о гибели «Титаника», чтобы девочка не только делала уроки, но и читала книги для удовольствия. История настолько захватила Настю, что несколько лет после прочтения она собирала по разным источникам информацию о каждом пассажире и до сих пор, спустя пару десятков лет, может перечислить имена всех погибших и выживших, а также схему их размещения по каютам. Впоследствии то же произошло с историей британской монархии. Потом – с российским императорским домом. Хотите знать про жён Генриха VIII? Спросите Настю, она расскажет. Проблема лишь одна: огромные знания девушки из-за узкой сферы плохо применимы в реальной жизни.
Школу Настя посещала обычную и училась по стандартной общеобразовательной программе. Ответственности ей было не занимать. В то же время неумение распределить время в сочетании с усидчивостью могло сослужить плохую службу: если, к примеру, не клеилась одна задача по химии, девушка сидела над ней до глубокой ночи, не переходя к остальным урокам. А те так и оставались невыполненными. Отсутствие друзей-сверстников и, как следствие, наличие свободного времени вынуждало Настю уделять учёбе больше внимания, чем остальные, и к выпуску у девочки были все пятёрки, кроме литературы. Настина мама считает это фантастическим прогрессом: целых два года она учила маленькую дочь складывать и вычитать в пределах десятка – на камешках и пуговицах, а у студентки университета Анастасии Кикило уже была пятёрка по высшей математике. «Упорные занятия всегда приводят к результатам, – говорит Марина Владимировна, – руки опускать никогда нельзя. Для детей с аутизмом (во всяком случае, для моей дочери) характерно отсутствие инициативы в узнавании того, что не составляет интерес. Если ребёнок без особенностей сам выхватывает у мамы ложку и зачерпывает кашу, разбрасывая её во все стороны, то ребенок с аутизмом самостоятельно не сделает попытки овладеть этим навыком: ему неинтересна ложка. Но ничто не мешает родителям самим вложить ложку в руку малыша и внимательно и бережно учить ею пользоваться».
В 22 года Настя впервые в одиночку поехала в Лондон, куда давно страстно стремилась из-за интереса к британской монархии. Родители вроде бы предусмотрели все мелочи, однако уже по прилёте всё пошло наперекосяк: роуминг не подключился, и связаться с домашними Настя не могла. Однако в столь стрессовой ситуации девушка смогла принять верное решение: купила телефонную карту и позвонила родителям из таксофона. «Мне было очень страшно отправлять её одну, – делится Марина Владимировна, – но я точно знаю, что, если бы не сделала этого, дочь никогда не научилась бы быть самостоятельной. Как бы ни было страшно, детей нужно отпускать. Это для их же блага».
После окончания университета Настя искала работу сама. До момента прихода в фонд «Лучшие друзья» поиски продолжались три с половиной года. Сейчас, благодаря фонду, Настя работает помощником бухгалтера в некоммерческой организации «Старшие Братья Старшие Сёстры». Её руководитель – исполнительный директор Нина Воронцова – рассказывает: «Несмотря на сферу моей деятельности (благотворительность) до знакомства с Настей у меня не было опыта взаимодействия с людьми с особенностями развития. Точнее, был эпизодический, но в него точно не входила совместная работа и повседневное общение. Изначально были, конечно, опасения и страхи, потому что я не знала, как общаться, как ставить задачи, вообще какие будут реакции, насколько человек справится / не справится, и мне нужна была поддержка. И я в полной мере получила её в информации, предоставленной координаторами фонда. Это помогло почувствовать себя увереннее».
Анастасия занимается архивированием и подбором документов для отчётности, создаёт в 1С различные реестры, сканирует и прикрепляет договоры и акты. Благодаря ей, в бумагах поддерживается прозрачность и чёткая структура, а у сотрудников, занимающихся системными задачами, высвобождается время на их решение. Сама Настя очень рада: «У меня появился дружный коллектив, который мне помогает во всём. Я приобрела новые навыки и знания – например, я никогда не делала раньше описи. И я больше не чувствую себя отвергнутой. Раньше боялась, что из-за моего диагноза никто не захочет меня взять на работу».
«Мы очень довольны тем, как Настя работает, что она делает, и это действительно большая ценность для нашей организации», – подытоживает Нина Воронцова.
Сложно вспомнить сейчас добрыми словами тех медработников, которые обещали Насте убогую жизнь. Стараниями родителей и собственным ежедневным трудом девушка живёт полной грудью: работает, путешествует, читает книги, общается. Как вам такое, врачи-пессимисты?